Новости Война — это мир, незнание — сила: как не стать жертвой пропаганды

Тема в разделе "Новости криптовалют", создана пользователем CoinProject.info, 10 Март 2022.

Реклама
  1. CoinProject.info

    CoinProject.info Топ Мастер ПРЕМИУМ

    Сообщения:
    33,682
    Симпатии:
    41
    Пол:
    Мужской
    Сайт:
    Казалось, что о том, как работает пропаганда, каждый из нас знает досконально. Манипуляция фактами, освещение только одной (нужной пропагандистам) точки зрения, а зачастую и откровенная ложь — используются любые средства, чтобы распространить и внедрить определенную идею в общественное сознание.

    В ХХ веке технологии пропаганды стали главными инструментами диктатур. Увы, в ХХI столетии они все еще актуальны, несмотря на кажущееся обилие и доступность информации.

    Рассказываем, как работает пропаганда и как не стать ее жертвой. Это как никогда важно в условиях военной цензуры и массовых блокировок независимых СМИ.

    В новый век с теми же инструментами


    В 1937 году социологи, историки, журналисты и общественные деятели создали Институт анализа пропаганды и обозначили семь ее главных методов:

    • Навешивание ярлыков. Использование слов с негативным окрасом по отношению к определенным лицам или группам с целью вызвать неприязнь, предубеждение к ним. Этот метод провоцирует делать выводы, не требуя доказательств и проверок.

    Вопросы для самоконтроля: Что на самом деле означает слово, которым «клеймят» ту или иную группу? Какие реальные действия позволяют приписать лицу или группе это обозначение?

    • «Блистательные обобщения». Расплывчатые фразы, связанные с ценностями и убеждениями, разделяемыми общественностью. Часто апеллируют к таким понятиям, как честь, патриотизм, стремление к миру, свободе — категориям, которые означают разные вещи для разных людей.

    Вопросы для самоконтроля: Что конкретно подразумевает спикер под общей категорией?

    • Свидетельства авторитетов. Приведение высказываний экспертов, лидеров общественного мнения в поддержку какой-либо группы людей, идеи и тому подобное. Призывает слепо верить их заключениям. Часто цитаты вырваны из контекста или вовсе никогда не произносились.

    Вопросы для самоконтроля: Действительно ли человек, на которого ссылаются, является экспертом в данном вопросе? Какие конкретно приводятся аргументы?

    • «Свои парни». Задача — убедить аудиторию в том, что тот или иной спикер является «выходцем из народа», который отстаивает ее интересы. Он может намеренно использовать ту же манеру общения, жесты, чтобы вызвать большее доверие.

    Вопросы для самоконтроля: Чего стоит та или иная идея безотносительно личности говорящего?

    • «Общий вагон». Метод нацелен на убеждение человека, что все представители его группы поддерживают определенную идею. Могут использоваться фразы вроде: «Все нормальные люди понимают, что…»

    Вопросы для самоконтроля: Как высказываемая идея отвечает конкретно моим интересам?

    • «Подтасовка карт». Избирательное использование фактов, поддерживающих определенное утверждение, и сокрытие противоположных аргументов. Задача — заставить аудиторию принять предлагаемые факты как вывод.

    Вопросы для самоконтроля: Можно ли опровергнуть эти аргументы? Кто еще освещал ту или иную тему и как?

    • Трансфер. Перенос авторитета, престижа чего-то, что мы уважаем, на то, что пропагандист хочет, чтобы мы приняли. Например, пропаганда нацистской Германии рационализировала расистскую политику, апеллируя к науке и религии.

    Вопросы для самоконтроля: В чем отличие двух сущностей, которые пытаются связать между собой?

    Описанные еще в 30-х годах прошлого века методы используются до сих пор.

    Пропаганда практически всегда опирается на эмоциональную, а не рациональную часть. Одна из главных задач — устранить всяческую возможность критически мыслить, заставить принимать аргументы на веру и не проверять факты.

    Различные инструменты позволяют воссоздать необходимую пропагандисту картину мира. Очевидно, чтобы не просто распространить определенные убеждения, но и внедрить их в сознание людей, потребуется время и ресурсы.

    «Мы добиваемся не правды, а эффекта»


    «Отец» нацистской пропаганды Йозеф Геббельс одним из первых понял, что для эффективного продвижения необходимых властям идей необходимо задействовать культуру и СМИ, затрагивая эмоции, а не разум.

    Возглавляемое им Министерство народного просвещения и пропаганды подчинило себе все — радио, кино, литературу и прессу. Все они транслировали одни лозунги, напрямую или косвенно внедряли идеи власти и очерняли всех, кто был ей неугоден. Пропагандистская машина работала массово и практически беспрерывно.

    Сегодня же радио сменили телевизоры, а в руках у нас не газета, а смартфон. Новые инструменты, которые влияют на общественное сознание стали более доступными, а картинка — еще красочней. Методы же не изменились, а только модифицировались.

    В эпоху фейковых новостей, бесконечного потока информации и ботов в соцсетях люди все меньше проверяют факты и все чаще выбирают те источники, которые в большей степени согласуются с их позицией. Но если выбирать не из чего?

    Разумеется, пропаганда, часто построенная на противопоставлении «свой-чужой», не терпит инакомыслия. Потому в государствах, строящих свое взаимодействие с обществом на подобной основе, закрывают независимые СМИ и внедряют жесткую цензуру.

    Когда информация искажается, но никто не может ее опровергнуть, внедрить идею проще в сотни раз. Как писал Джордж Оруэлл: «Чем меньше выбор слов, тем меньше искушение задуматься».

    Однако манипулирование эффективно только до момента, пока жертва не догадывается о нем. Но в век технологий и глобализации противостоять манипуляциям возможно.

    5 советов, как не стать жертвой пропаганды

    1. Читать разные СМИ. Банально, но действенно. Даже если кажется, что ничего нового «другая сторона» сообщить не может, все же стоит знать еще одну, а лучше несколько точек зрения, еще прекрасней — из источников на разных языках. В 2022 году, даже при попытках заблокировать каналы информации, при желании всегда можно противостоять запретам. Читайте наш гайд по обходам блокировок.
    2. Искать логику. Зачастую слова пропагандистов расходятся с их действиями и они противоречат сами себе. В потоке информации легко забыть и потерять нить утверждений участников пропагандистской машины. Но интернет помнит все.
    3. Всегда сомневаться. Никогда не стоит принимать на веру то, что вы читаете или слышите (а в эпоху развития технологий — еще и видите в интернете или по телевизору). Простой фактчекинг обычно занимает не больше пары минут.
    4. Разделять мнения и факты. Зачастую высказывания «источников» или экспертов преподносятся как свершившееся событие. Но стоит помнить, что свершившееся событие и прогноз о возможности его наступления — не одно и то же.
    5. Изучать историю. «Ничто не ново под луною». В большинстве своем история повторяется, иногда с пугающей похожестью. Все механизмы уже описаны и применены, стоит лишь присмотреться к текущей ситуации.

    Новость Война — это мир, незнание — сила: как не стать жертвой пропаганды на сайте CoinProject.info.
     

    Понравился пост? Поделись с друзьями!

Реклама